Внутренний Свет
предисловие к сборнику стихов Людмилы Грачевой «Заповедными тропами», М., Издательский дом «Сокол», 2011
Заповедными местами обычно называют уголки нетронутой природы. Попадая в них, понимаешь, что в отрыве от корней, в отдалении человека от природы кроются многие проблемы нашей цивилизации. Жизнь все чаще заставляет нас переживать за судьбу человечества; участившиеся катастрофы и кризисы учат нас мыслить в планетарном масштабе. Очевидно, выход из положения кроется в возвращении к природе, наполняющей человека животворящей силой.
Такое интуитивное, безусловное понимание мы находим в творчестве московской поэтессы Людмилы Грачевой.
«На краю истерзанной планеты», «Среди опустошающего гула и сумасшедших ритмов городов», где «трудно дышать в городской круговерти» - на этом фоне мы встречаем знакомые естественные отражения: небо, деревья, ветер, птицы, дождь, снегопад… Автор почти фотографически запечатлевает эти образы, одушевляя, наделяя их человеческими чувствами и качествами: рябина в белой фате; осень улыбается позолотой; ветер, дождь, месяц... Лирическая героиня постоянно общается с ними, задает вопросы, ищет знаки, в результате чего рождается мудрое понимание себя, своего пути.
Благодаря такому подходу мы начинаем чувствовать любовь ко всему сущему и неразрывную связь всего живого на нашей планете, замечая вместе с поэтессой простые мелочи.
Стихи Людмилы Грачевой - очень зримые, наполненные живыми звуками и запахами. Мы слышим за строками веселое мурлыканье кошки, звонкий птичий гам, перелив колокольчиков, шепот берез, песни ветра и родников, смех детворы, шелест созревающего хлеба. Вместе с автором мы вдыхаем запахи весны, осенний воздух с горчинкой, ароматы цветущих роз и даже… аромат стихотворений.
Радует богатство цветовой палитры стихотворных картин. Предпочтение отдается прозрачным, самым чистым и нежным тонам. Автору не терпится поярче раскрасить настроение горожан: Если мир вдруг станет серым, попрошу у Бога краски; За голубою нитью горизонта, где радуги цвета свои берут. («Лист кленовый»).
Людмила тонко чувствует прекрасное, щедро делится свежими впечатлениями, своей любовью к родной земле. А истоки этой любви кроются в детстве каждого из нас. Легко узнаваемы реальные картинки детства, описанные в стихах «На денек» «Мир детства» и оставляющие после прочтения отпечаток счастья и безмятежности. Тема детства пронизывает все творчество Людмилы Грачевой. До глубины души трогает то, как автор преданно возвращается в свое алтайское детство, в пору первых самостоятельных открытий, постоянно оглядывается на «землю, что нянчила в детстве меня». В обращении к детству есть возможность «найти для души утешенье», оценить свой собственный личностный рост, становиться добрей и мудрей, потому что «мир детства очеловечивает людей».
Человек, подобно дереву, силен своими корнями. Не обрывать, а укреплять свои корни – этот закон наглядно показан в стихах «Мама» и «Сыну». В первом Людмила с проникновенной дочерней теплотой говорит о матери: «Мой исток и начало». А в посвящении сыну каждая строка звучит мудрым материнским наказом на всю жизнь. Почитание родителей, отношение к семье, как основе основ, связь поколений составляют опору внутреннего стержня личности. Разрушение этого принципа во многом определяет нравственные проблемы современного общества.
Людмилу Грачеву горячо волнуют эти проблемы. В стихотворениях «Святая Русь», «Верю» она мечтает о возрождении России: «Живет в нас вера». Образ Родины описан страстно, со всей силой поэтической души: «Утону в твоем небе, Россия». Сколько в этих словах любви, огня, сколько восхищения мощью и красотой нашей страны!
Поэзия Людмилы - кладезь сочных эпитетов, замечательных метафор: крик ветра, плач осени, мечтания листвы, томность октября…
В стихах «Святая Русь», «Богатыри» отчетливо звучат народные мотивы, ручьями текущие из русских сказок и былин. Поэтесса сравнивает свою подругу с царевной из сказки; три тополя названы тремя богатырями. Напевность, мелодичность лирики Л. Грачевой сродни душевной песенности русского народа.
Наряду с библейскими изречениями органично вплетены в рисунок стиха народные пословицы и поговорки: Свято место пусто не бывает; Не только хлебом жив человек; Не суди – судим не будешь.
Поэтика Людмилы Грачевой растет от традиционной русской классики – поэзии Сергея Есенина, Николая Рубцова, Николая Заболоцкого, в творчестве которых встречаются краски из одной палитры и слышны созвучные ноты любви к природе и к людям.
* * *
Особенное место в лирике Людмилы Грачевой занимает тема Великой Отечественной войны. В цикле стихов «Память сердца» ощутима глубокая внутренняя связь с военным поколением. Стихи «22 июня», «Сон фронтовика», «Дорога Жизни» и другие рассказывают нам о самоотверженности защитников Родины, о великом народном терпении.
Память о человеческом подвиге до сих пор жива и ранит сердце каждого человека, мечтающего о мире без кровопролитий. Многие стихи Л. Грачевой посвящены фронтовикам, с которыми довелось общаться Людмиле Александровне при подготовке сборника «И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой…» (Москва, «Профиздат», 2005г.), посвященного 60-й годовщине Победы советского народа над фашизмом.
День Победы - особенный праздник в нашей стране, объединяющий людей мечтой о светлом будущем, укрепляющий нас верой в цветущую, сильную Россию. На одно из стихотворений Людмилы Грачевой композитор Кирилл Буканов написал замечательную песню «Победный Май». Эта песня стала лауреатом первого Всенародного Фестиваля патриотической песни «Наши Песни Войны и Победы», состоявшегося 20 июня 2010г. в Москве на территории Всероссийского Выставочного Центра.
Почему так важна и интересна тема памяти о Великой Отечественной войне? В ту суровую пору защитники нашей Родины особенно ярко проявили все лучшие человеческие качества, истинный патриотизм, героизм души. Патриотизм подразумевает причастность человека к истории своей страны; это любовь к родному краю, которая ничего не стоит без чувства ответственности за все, что происходит рядом с нами. Очень важно сохранять связующую нить поколений, передавать молодежи традиции дедов и отцов: Служенье родине своей – Вот главная его награда, Пример, достойный сыновей.
Вечный огонь, осколок чьей-то раненой судьбы в школьном музее, памятник в Красной Поляне, вдохновляющие Л. Грачеву – вот примеры деятельного сохранения Памяти. Осуждение войны, агрессии и насилия в любом проявлении – это не самоцель, а сознательное отстаивание позиций гуманизма и великой силы Любви.
* * *
Как ни странно, мы не находим в творчестве Людмилы Грачевой любовной женской лирики в обычном понимании, но при этом слово «Любовь» - едва ли не самое часто встречающееся в ее стихах понятие. Автор дает нам понимание Любви в высоком духовном значении - как источник вдохновения, нежности, пробуждения всего самого лучшего в человеке, единственный способ возрождения и развития души.
Вера, Надежда, Любовь – это триединое словосочетание сознательно повторяется Людмилой. Только тот, кто умеет по-настоящему дружить, любить людей и окружающий мир, кто надеется на лучшее, несет истинную веру в своем сердце, способен обрести мудрость, душевный покой и радость. Конечно, на это нужно время, иногда - целая жизнь.
Образ времени – не случайный для Людмилы Грачевой. Она постоянно обращается к нему с вопросами, даже с просьбами, разговаривает с ним… При этом под произведениями не проставлены даты, поскольку важна не хронология, а качественная, смысловая связь стихов, собранных в тематические циклы. Суть этих тем – вневременна, ибо они поднимают извечные вопросы о смысле жизни, о том, как может мыслящий, ищущий человек раскрыться, реализовать свой потенциал.
Философия Людмилы Грачевой не претендует на замысловатость; она пишет только о том, что стало собственным опытом, что пережито сердцем. Вот почему ее строки покоряют мудростью и глубиной. Но эта глубина не пугает заумностью, не давит нравоучениями. Поэтесса через личное выходит на общечеловеческое, через частное – на целое. Спокойная рассудительность, теплота и легкость приносят умиротворение и доверие к словам Людмилы.
Венок сонетов «Путь Радости» и многие другие стихи показывают, что более всего автора беспокоят вопросы совершенствования личности, нравственного воспитания. Большинство людей на долгие годы застревают в развитии, не определившись в главном: что такое хорошо, и что такое плохо. В стихах Людмилы мы видим неприятие недостойных человеческих черт и проявлений - уныния, гордыни, лени, глупости, лжи, черствости души, нежелания становиться лучше. Параллельно автор воспевает позитивные качества: сострадание, искренность, способность дружить и любить, умение прощать, желание творить добро.
Людмила Грачева не диктует, а сама себе задает важные вопросы: Своим ли делом занята? Свое ли место занимаю? Что такое жизнь земная? Людмила советует нам жить легко в каждом дне и любить этот мир неустанно. Она показывает на своем примере, как важно каждому человеку учиться жить осознанно, находя ответы на поставленные вопросы, и тем самым проявлять ответственность: Мы оставим свой след на просторах земных; Уважения в народе не выстроишь на пустоте. В этом видится зрелая, высокая нравственная позиция автора.
Неоднократно мы слышим предложение поэтессы преодолеть беспорядок внутри себя и вокруг. Человек способен найти внутренние резервы и создать гармоничное пространство, в котором будут раскрываться его положительные качества и творческие способности. Оптимизм и позитивность Людмилы Грачевой вселяют в нас веру в прекрасное, вечное, указывают путь к радости бытия: Я верю все равно в людей, в добро и света торжество.
В творчестве многих авторов традиционно представлена тема одиночества. В стихах Людмилы не найти слов об одиночестве, что подтверждает важную мысль: человек, сознательно живущий для других, забывающий порой о себе, вряд ли может быть одинок. Поразительно, что высокие принципы выражены в стихах Людмилы простыми негромкими словами, обращенными к отдельному человеку и одновременно – ко всему человечеству. Вероятно, поэтому Людмила Грачева имеет свой большой круг читателей и является активным автором сети Интернет.
Задушевность, тонкий лиризм, внутренний свет стихов Людмилы располагают понимающего читателя к доверительному диалогу. К ее произведениям хочется возвращаться, ведь они пробуждают в нас добрые возвышенные чувства.
В конце многих своих стихов Людмила ставит многоточия, обычно подразумевающие недосказанность. Здесь многоточия можно будто призывают нас досмотреть, домыслить, самостоятельно дойти до сути, приглашают пойти заповедными тропами в мир Любви и Света.